Рекомендации родителям

Советы логопеда

Логопед советует 

 

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца - гуление. К 6 месяцам ребенок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослых.

         Начиная с 6 месяцев, ребенок довольно четко произносит отдельные слоги: “ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па” и другие.

         К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа, баба).

         К 1 году словарный запас ребенка состоит из 10-15 слов.

         Поскольку речь не является врожденной способностью человека, то для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус - были также достаточно развиты.

         Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо чтобы ребенок получал новые яркие впечатления. При этом надо создать такую обстановку вокруг малыша, которая бы максимально способствовала развитию движений и речи, а не задерживала его физическое и психическое развитие. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, правильной. Многие родители делают ошибку, стараясь подстраиваться под детский язык и коверкая слова, почему-то полагая, что такая речь более понятна ребенку. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше будет его пассивный словарный запас (то есть тех слов, значение которых он уже понимает, но просто не может произнести), из которого в последствии развивается активный словарь.

         К двум годам такой словарь насчитывает примерно 300 слов. Фразы становятся все более длинными и сложными, а произношение слов улучшается.

         Если к 3 годам ребенок не начал говорить, то необходимо бить тревогу, т.е. немедленно обращаться к специалистам.

         Обычно к 4-5 годам все возрастные неправильности исчезают, но это во многом зависти от правильности речи взрослых. Ребенка надо приучать к красивой, правильной, чистой речи. Старайтесь побольше читать ребенку сказок, затем разбирать их вместе с ним, обговаривать поступки хороших и отрицательных героев, попросите ребенка рассказать сказку папе, бабушке или дедушке. Устраивайте с детьми концерты, пусть они рассказывают вам стихи, сказки, выдуманные истории. Главное при этом, что дети приобретают опыт пересказа, логичность, учатся правильно формулировать мысли.

         Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в садик или из него, по дороге старайтесь все время что-нибудь рассказывать. Обратите внимание на разницу между автобусом и троллейбусом, на пожелтевшие листья, откуда они падают, если зимой, то на голые ветви деревьев, на снег, откуда и почему он появляется. Сводите ребенка в зоопарк, поговорите с ним о домашних и диких животных. В зоопарке есть двор, где дети могут пообщаться с домашними животными.

         При этом никогда не забывайте обговаривать с ребенком, что вы видели и слышали, что ему больше всего понравилось и почему!!! Во время приготовления ужина привлекайте детей, попросите помочь помыть фрукты, овощи. При этом рассматривайте их форму, цвет, попробуйте на вкус. Можно предложить ребенку поиграть в игру “Отгадай на вкус”.

Таким образом, вы можете развивать речь и внимание, увеличивать осведомленность малыша об окружающем мире. Кроме того, ребенок будет ощущать вашу теплоту, заботу, он будет чувствовать, что вы нуждаетесь в нем, что он вам не безразличен.

Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказать свои мысли, тем лучше взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира. Следовательно и его личность будет наиболее гармонично развита. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, нерешительными, в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. Плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.